Статьи Модульное строительство

Поиск по сайту

В Каталог


E-mail: info@smk–dv.ru
Контактная информация:
г. Хабаровск,
ул. Металлистов 16,
тел. (4212) 79-55-10
Отдел продаж:
(4212) 79-54-94, 41-22-41
Отдел приема и
рассмотрения заявок:

(4212) 69-55-48
Склад:
(4212) 79-55-10
Бухгалтерия:
(4212) 41-22-88 доб. 3
Модульное строительство Печать E-mail

В собственный дом многие вкладываются годами: сначала покупают участок, затем «заливают» фундамент, возводят стены, и так далее. Все это можно делать поэтапно, по мере поступления заработанных средств. Ведь кредит нынче брать слишком накладно, да и не каждому его дадут.

Но данный подход рационален в том случае, если какое-то жилье уже есть. Тогда можно потратить несколько лет на строительство дома своими руками (если есть навык, но мало денег). Либо, по возможности, прибегнуть к помощи профессиональных строителей. А что делать, если своего жилья нет, а плата за съемную квартиру отнимает все свободные ресурсы? Получается, нет возможности постепенно строить собственное жилище, нужно сразу получить хотя бы «маленький кусочек» своего пристанища — уже готовый к проживанию. Чтобы избавиться от платы за аренду, накапливать деньги, и постепенно «прирастать стенами».

На волне кризиса появился замечательный зарубежный опыт «маленького модульного жилища». У нас в стране тоже строят и продают модульные здания. Но чаще их назначение — строительные бытовки, либо места проживания гастарбайтеров — в большом скоплении и антисанитарных условиях. А также пункты охраны объекта или небольшие магазинчики. Хотя построены и полноценные общежития для вахтовых рабочих, и даже жилые дома такого типа, но данное направление пока не очень широко развито. С помощью экспертов мы рассмотрим полезный опыт применения блок-контейнеров и модульных зданий. Расскажем о достоинствах и недостатках построек такого типа.

Начало модульного строительства
Еще в самом начале «нашего» капитализма, когда частная инициатива стала набирать силу, появились предприятия, выпускающие модульные сельские дома. Один из проектов выглядел следующим образом. Сельский дом привозили на грузовых машинах, и за несколько часов устанавливали на предварительно уложенных бетонных плитах. Составные части здания — это несколько прямоугольных контейнеров, имеющих межкомнатные двери и застекленные окна. Один из контейнеров имел входную дверь. В таком виде выпускали продукцию, практически готовую к проживанию.

Стены, изготовленные из плит ДСП и утеплителя, изнутри были оклеены обоями. Разумеется, каждая конструкция имела жесткий каркас. В комнатах-контейнерах предусматривались розетки и спрятанная под облицовкой внутренняя проводка. «Построить» из готовых контейнеров дом было достаточно просто. Два контейнера устанавливали рядом: они соседствовали по продольным стенам прямоугольного контура. Третий контейнер ставили вплотную к ним, но «поперек». То есть продольная стена третьего контейнера соседствовала с торцевыми стенами первых двух.

Контейнеры скрепляли между собой. Получалось цельное здание, которое впоследствии красили снаружи, либо облицовывали вагонкой. Чтобы надстроить кровлю требовалось несколько больше усилий, но все конструктивные элементы крыши прилагались к «контейнерному» зданию. Помещения сообщались между собой межкомнатными дверьми. В сборном доме были внутренние перегородки, отделявшие прихожую, санузел, кухню, комнаты. В результате получался полноценный трехкомнатный дом. Предусматривалось подключение здания к стационарным коммуникациям (водопроводу, канализации, электроснабжению) и электрическое отопление.

Недостатки модульного строительства
К сожалению, в начале девяностых годов, когда начался выпуск модульных зданий такого типа, инициатива частников сильно отставала от возможностей государства. Модульный поселок построили, например, в Воронежской области. Он предназначался для переселения северян. Строительство курировали муниципальные власти северных регионов. Однако многие покупатели готовых домов впоследствии пожалели о своих вложениях.

Слишком долго проводили коммуникации, предусмотренные проектом. Новый жилой комплекс «пристраивали» к существующему сельскому поселению. Нужно было вырыть траншеи, проложить трубы и «подключиться к цивилизации». Однако из-за бесхозяйственности многое разворовали за время строительства. Некоторым владельцам пришлось восстанавливать «слегка» распотрошенное жилище. Ведь все делали «по-нашему»: сначала купили и привезли дома, а потом долго рыли траншеи…

Правда, известны случаи оптимального применения домиков данной конструкции: когда хозяева самостоятельно позаботились о коммуникациях. Некоторые контейнерные дома такого типа по сей день используются в качестве дач. Хозяева их благоустроили, обшили евровагонкой, и отлично проводят время на недорогих загородных «виллах». Причем внешне в завершенном виде контейнерные дома неотличимы от «немодульных» строений — ни формой крыши, ни внешней отделкой.

Зарубежный опыт
Из фильмов и передач нам известно, что нередко в домах-вагончиках проживают небогатые иностранцы, особенно это популярно в Соединенных Штатах. Очень любопытен опыт последних месяцев, когда из-за кризиса многие американцы потеряли надежду приобрести стационарное жилье. Рынок по умеренным ценам предложил им стандартных размеров вагончики, правда, имеющие высоту порядка четырех метров. Благодаря приросту полезной площади «ввысь», на втором (а, скорее, на полуторном) этаже оборудована широкая кровать, почти под самым потолком, к которой ведет безопасная лестница.

В результате «двухмерной» планировки, увеличилась площадь первого этажа вагончика. На ней помещается небольшая кухня, «рабочий кабинет» (в котором есть небольшой шкаф, полки и компьютерный стол), биотуалет, миниатюрный душ и другие «элементы» комфорта. Правда, «там» зимы не такие холодные, как у нас. А главное, есть возможность подсоединять подобные «вагоны» к стационарным коммуникациям: водоснабжению, электроснабжению и канализации (хотя обычно используют биотуалеты, но все равно воду нужно куда-то сливать). Для «бедного американца» такое жилье удобно во всех отношениях.

Если регион, в котором поселился житель комфортабельного вагончика, настиг кризис, то не так уж сложно отогнать «квартиру» на другую стоянку. Снова подсоединиться к коммуникациям, и идти устраиваться на новую работу…

Недостатки зарубежного опыта
По мнению экспертов, слабое звено данной конструкции, применительно к российским реалиям, — это подключение к коммуникациям. Нечто подобно организовывают в кемпингах — на стоянках для трейлеров. Обычно стоянки оснащены санитарными блоками, а трейлеры подключают к электросети. Но это скорей отпускной вариант (по уровню цен, набору сервисных услуг, мощности электропитания), чем пригодный для постоянного проживания, тем более в зимнее время. К тому же подобные базы отдыха, где можно проживать в собственных трейлерах или в оборудованных грузовых фургонах, как правило, находятся в курортной местности, вдали от промышленной инфраструктуры.

Временное пристанище
А как же быть россиянину, не имеющему средств на квартиру, и желающему приобрести недорогой вагончик? Ему придется трудней, чем «коллеге»-американцу, однако, по мнению экспертов, самые отважные могут рискнуть пойти по такому пути. Однако, для начала нужно позаботиться об участке (хотя бы совсем небольшом), получить право обустраивать на нем жилище, заранее изучив потенциальные возможности «кусочка земли» (об этом — ниже).

Прежде чем приобрести передвижной вагончик, нужно подумать об его сохранности. Уж больно много примеров криминальной хроники, когда хозяева, возвращаясь в передвижной дом, обнаруживают что жилище «отбыло в неизвестном направлении». Вагончики прицепляют к грузовым машинам и банально воруют. Обидно, особенно если хозяин оставил там все свои вещи. Поэтому, по меньшей мере, у вагончика целесообразно снять колеса.

Российский рынок предлагает вагончики, оборудованные по «американской модели» (но только одноэтажные), всем необходимым. В них есть биотуалет, душ, шкаф, кресло, холодильник, кровать, водонагреватель, насос, бак для воды, печь и многое другое. Однако цены на качественные комфортабельные жилые вагончики (с которых все равно придется снимать колеса) соизмеримы со стоимостью недорогой квартиры в районном центре — порядка 600 000–700 000 рублей. Так что тратиться на жилой вагон не всегда резонно. Обычно их покупают организации для работы и проживания сотрудников в отдаленных условиях, в том числе, в необитаемых районах Крайнего севра. Вот там можно колеса не снимать, так как вывезти украденный вагончик достаточно сложно.

По оценкам экспертов, для частника более экономный вариант (сразу без колес) это — блок-контейнеры, которые в большом количестве представлены на рынке по умеренным ценам. Обнадеживает, что за 50 000 рублей можно купить даже «двухкомнатные» блок-контейнеры, общей площадью около 16 квадратных метров, да еще с небольшим коридорчиком между комнатами. Блок-контейнер имеет металлический каркас (швеллеры, уголки), стены, сделанные из обрезных пиломатериалов хвойных пород, утепленные минераловатой и снабженные паро- и гидроизоляционной пленкой по всему объему помещения.

В блок-контейнере есть двойной утепленный пол, деревянная входная дверь, внутренние каркасные двери, обшитые оргалитом, двойные распашные окна и металлическая кровля. А также внутренняя облицовка из оргалита (им же облицован потолок) и наружная облицовка из оцинкованного профлиста. Это один из возможных вариантов за такую цену. Весьма непрезентабельное жилище. Разумеется, подобные блок-контейнеры относятся к самым экономичным вариантам. Не каждый рискнет въехать в «сарай», в надежде со временем построить «дворец». Однако, подобные контейнеры выдерживают мороз — 25 градусов. То есть в них, в принципе, можно перезимовать, имея мощную электрическую печь.

На рынке есть и более продвинутые «контейнерные» жилища: с пластиковыми окнами, более дорогой облицовкой и другими качественными элементами конструкции. Правда, цены на «комфортабельные» модели начинаются от 115 000 рублей. Однако блок-контейнеры за такую цену продают без мебели и сантехники, зато со встроенным конвектором. То есть оптимальный зимний обогрев блок-контейнера предусмотрен, нужно только подключиться к электросети.

Некоторые фирмы предлагают блок-контейнеры на заказ. Если есть задумка впоследствии пристроить к первому блок-контейнеру еще пару модулей, то можно заказать конструкцию с входной дверью и временно закрытыми проемами. Со временем в проемах можно будет установить межкомнатные двери. Они соединят первый блок-контейнер с новыми «комнатами», купленными по мере накопления денег.

Адаптироваться в сложных условиях проще геологам и путешественникам, привыкшим к бытовым неурядицам. С другой стороны, контейнер за несколько десятков тысяч рублей можно рассматривать как «первый камень» в будущей постройке, который (если «десантироваться» в начале лета), к осени можно превратить в пригодное для зимовки жилище. К контейнеру можно «прирастить» новые помещения (либо модульные, либо построенные из недорогих материалов), заменить наружную дешевую облицовку на более солидную евровагонку, и, с появлением новых площадей, превратить блок-контейнер в прихожую или летнюю кухню.

Конечно, в первую очередь придется решать проблему коммуникаций. Эксперты считают, что надо находить участок (договариваться об аренде либо покупке), расположенный в обозримой близости от электрических сетей. К тому же стоит заранее выяснить, какому ведомству принадлежат электросети, и возможно ли получить разрешение на подключение к ним. Специалисты считают, что не так уж сложно обзавестись автономным водоснабжением и канализацией, когда появятся средства. Но вот маяться с дизельным генератором или другим источниками автономного электроснабжения (особенно со стартовым капиталом в 50 000 рублей) слишком сложно. Ведь в нашей стране зимы холодные: для отопления понадобится стабильно поступающая электроэнергия.

По мнению экспертов, если стационарное водоснабжение слишком далеко, начинать обустройство «домика» нужно с бурения скважины. Думать об источнике водоснабжения нужно еще до того, как выбран участок. Это в Подмосковье практически нет мест, где сложно «добуриться» до воды: как правило, в Московской области первый водоносный горизонт залегает на небольшой глубине. Многие другие районы страны более засушливы, а потому стоит предварительно (выбирая себе участок) ознакомиться с гидрогеологическими картами.

Исходя из минимальных финансовых возможностей застройщика (а кто еще заселится в блок-контейнере?), стоит прицениваться и к недорогому варианту бурения скважины. Разумеется, в данном случае ее целесообразно бурить до первого водоносного горизонта. Цена одного погонного метра скважины в Подмосковье — до 2000 рублей. В регионах бывает дешевле, если, конечно, участок расположен не на скалистом рельефе. В Подмосковье песчаные скважины, в среднем, бурят на глубину 10 метров. В других районах первый водоносный горизонт может находиться глубже. В любом случае него разрешатся брать воду для бытовых нужд.

Что касается погружного насоса, который качает воду из скважины, то тут возможны разные подходы. Эксперты считают, что для начала можно ограничиться самым маломощным насосом стоимостью порядка 1000 рублей. Но для стационарного водопотребления нужен белее надежный агрегат, стоимостью 15 000–20 000 рублей, который, опять же, можно приобрести со временем. Также потребуется водоочистка.

На первых порах для питья можно использовать покупную воду, либо приносить (привозить) ее из ближайшего питьевого источника. Неочищенная вода из песчаной скважины годится для технических нужд, а при определенном составе воды, либо при минимальной дезинфекции и водоподготовке, такую воду можно использовать для «банных процедур». По мнению экспертов, в качестве первостепенных мер по обустройству жилища важно предусмотреть «минимальное» водоснабжение и электроснабжение. Ну а туалет (даже биотуалет) сложней вписать в скромные габариты блок-контейнера, если он изначально не предусмотрен проектом.

Возможно, на первых порах лучше организовать «удобства» на улице в примитивном деревянном клозете, оснащенном накопительным септиком. А приступить к обустройству полноценного санузла лучше на втором этапе строительства, поднакопив для этого необходимые средства. По мнению экспертов, имея дефицитный бюджет, целесообразней сначала вложиться в расширение жилой площади миниатюрного пристанища, а потому уже «заводить под крышу» санузел.

Недостатки и преимущества блок-контейнеров
Недостатки проживания в блок-контейнере на лицо. Летом жарко, зимой — прохладно. Тесно, неуютно, мало удобств. Особенно если это блок-контейнер эконом-класса. Однако иногда обстоятельства вынуждают людей осваивать скромное жилище. В блок-контейнеры нередко заселяют строителей или вахтовых рабочих. Одно утешение — жизнь в контейнере — явление временное.

А вот в качестве крыши над головой для постов охраны, или же в роли торговых павильонов блок-контейнеры хорошо себя зарекомендовали. Как правило, для торговли используют качественные изделия, обшитые пластиком или другим подходящим материалом. Иначе будут претензии со стороны санитарных служб. Торговая площадь в блок-контейнере может быть достаточно большой, особенно если лавка рассчитана на двух продавцов, либо это небольшой магазин.

Модульные здания
Аналоги модульных «сельских домов», описанных в начале этой статьи, широко представлены на рынке в настоящее время. Правда на смену стенам из ДСП пришли сэндвич-панели и другие современные материалы. Да и по внешнему виду, как правило, ясно, что это модульный дом. Но суть такая же. К одному модулю пристраивается второй, третий и так далее. Модули соединены между собой межкомнатными дверьми. Более того, модульные здания растут не только вширь, но и ввысь. Над первым этажом надстраивается второй, над вторым третий. Модули в форме вагончиков (контейнеров) устанавливают рядами — один ряд над другим. Для лестничных пролетов предусмотрено отдельное место. Лестницы тоже модульные.

Правда, здание выстраивают из более дорогих строительных единиц, нежели описанный выше блок-контенер за 50 000 рублей. Цена «многоэтажного» модуля — 15 000–20 000 рублей за один квадратный метр. Получается, что «модульная» жилплощадь размером примерно 15 квадратных метров будет стоить порядка 250 000–300 000 рублей. Правда в эту цену входят не только стены, крыша, двери, окна контейнера, но и внутренняя начинка. А именно: разводка проводов, спрятанная под облицовкой, конвектор (обогреватель), сантехника, включая небольшую душевую кабину и другие удобства. В таком модуле можно спокойно пережить зиму. В частности, если поставлена задача построить большой дом, начиная с малого помещения, и имеется для этого достаточно средств. Комфортабельный модуль вполне подойдет в качестве «первого камня».

Как было сказано выше, «строить» в буквальном смысле этого слова необязательно. Накопив средства, можно приобрести второй модуль, и расширить за счет него жилое помещение. Правда, модульные здания все же считаются временными. Однако, по оценкам экспертов, срок службы у качественных модулей — 15–20 лет. Так что времени вполне достаточно, чтобы заработать денег, и построить стационарное жилище. Ну а первые годы строительства можно провести в нескольких комфортабельных модулях.

Способ сборки и транспортировки современных модульных зданий обычно предусматривает два варианта. «Строительную единицу» можно привезти к месту дислокации готовым собранным «вагончиком». А можно транспортировать отдельно сборно-разборные конструкции, а затем собирать из них модуль «по месту жительства» в рекордно короткие сроки. Транспортировать по отдельности, а затем монтировать на месте конструктивные элементы модуля, можно (как правило) без использования подъемного крана.

Впрочем, совсем необязательно для модульных зданий иметь «строительную единицу» в форме вагончика. Модулем в сборной конструкции также является стена (или участок стены), потолок, пол из которых, как в детском конструкторе, складываются помещения, а затем здания самой разнообразной формы.

Перестраиваем садовый домик
Как один из вариантов, эксперты советуют рассмотреть в виде начального «кусочка жилища» небольшой садовый домик, который может продаваться вместе с маленьким участком за небольшую сумму. «Стартовать» с садового участка выгодно по той причине, что там, скорее всего, уже решен вопрос подключения к электричеству. Правда, водоснабжение, даже если оно имеется в садовом кооперативе, вряд ли будет функционировать в зимнюю пору. Обычно на садовых участках предусмотрен летний водопровод, который проходит прямо по поверхности земли. Зимой воду отключат, иначе она замерзнет.

Так что все остальные коммуникации, кроме электроэнергии, скорее всего, придется оборудовать своими силами. Для скорейшего получения более комфортных жилищных условий в придачу к садовому домику можно приобрести комфортабельный модуль: с электроподогревом и всеми санитарными удобствами. Для канализационных стоков специалисты рекомендуют на первых порах использовать накопительный септик, который устанавливают (закапывают в землю) недалеко от модуля.

Недостатки модульных зданий
Хотя многие компании, специализирующиеся на данном виде продукции, выпускают жилые модули, эксперты считают, что административно-бытовое назначение для данных строений более рационально. Особенно в строительстве, в геологоразведочных организациях, либо в других отраслях, где требуется «переезд» офисов и бытовок с места на место. В данном случае технология позволяет перевозить даже трехэтажные здания. Для частного временного жилища комфортабельный модуль дороговат. За 250 000 рублей можно купить сруб, либо из недорогих стройматериалов построить «первую часть» стационарного здания, с окнами и дверьми, к которой со временем будут пристраиваться жилые комнаты.

 

Добро пожаловать на сайт группы компаний «Архстрой»!

Мы рады приветствовать Вас на сайте Строительно-торговой группы компаний "Архстрой".
Наш комплексный подход выгодные условия для Вас!
Отдел продаж: (4212) 79-54-94